Работа социально-психологической службы

 

 

Социально-психологическая служба

Понятие психологической службы, цель и задачи психологической службы в школе.

Психологическая служба школы  - специализированное подразделение в системе образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции.

Цель психологической службы - обеспечение психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого школьника.

Задачами психологической работы в учебном заведении являются:

  • психологическая и психолого-педагогическая экспертиза и оценка учебной деятельности детей;
  • научное психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, включающее изучение, оценку и совершенствование учебных программ и методических средств;
  • психологическое изучение и оценка с целью совершенствования функций персонала учебного заведения, его психологическое обучение и просвещение;
  • оказание психологической помощи обучаемым и персоналу учебного заведения в разрешении специфических учебных и профессиональных проблем.

Основные виды работы психологической службы  в школе: психологическое просвещение, психологическая поддержка, психологическая профилактика, психолого-педагогический консилиум, психологическая консультация, психологическая диагностика.

Основными видами деятельности психологической службы в школе являются:

психологическое просвещение - приобщение педагогов, детей и родителей к психологическим знаниям; психологическая консультация - помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители. Рассмотрим подробнее эти понятия:

2.В консультировании педагогов можно выделить три направления:

  • консультирование педагогов-предметников и воспитателей (классных руководителей) по вопросам разработки и реализации психологически-адекватных программ обучения и воспитательного воздействия.
  • психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а так же определенных ученических групп и параллелей.
  • социально - посредническая работа психологической службы в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений, учитель-учитель, учитель-ученик, учитель - родители и т. д.

3. Консультирование и просвещение родителей. Основная цель этого вида работы - создание социально-психологических, условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, то есть создание ситуации сотрудничества и формирование ответственного отношения родителей к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

психологическая поддержка  комплекс психопрофилактических и отдельных элементов психокоррекционных мероприятий, проводимых непосредственно во время работы и в экстремальных условиях, направленных на уменьшение психического напряжения

психологическая профилактика - психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.

психолого-педагогический консилиум  - это совещательный, систематически действующий орган школы. ППК является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, обеспечивающий квалифицированную помощь педагогическому коллективу и родителям в выборе адекватных условий обучения и воспитания детей.

психологическая диагностика - проникновение во внутренний мир школьника. Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультационной работы. Эта работа основана на различные возрастные группы и имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Психодиагностические данные необходимы для:

  • составления социально-психологического портрета школьника (описания его школьного статуса)
  • определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и имеющим проблемы с психическим самочувствием.
  • выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Требования к личности психолога. Качества, которыми должен обладать психолог - консультант

  • 1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир человека - клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать с его собственных позиций, воспринимать его глазами.
  • 2. Уважение к личности клиента.
  • 3. Конкретность (задавание уточняющих вопросов, ясность выражения мысли, речи).
  • 4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.
  • 5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравиться.
  • 6. Подлинность (психолог должен быть настоящим во взаимоотношениях с клиентом, быть искренним).
  • 7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.
  • 8. Отказ давать советы.
  • 9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.
  • 10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.

Принцип индивидуального подхода в деятельности школьного психолога.

Индивидуальный подход – это не работа с отстающими учащимися, его необходимо применять к каждому члену детского коллектива. При этом нужно учитывать, какое место в нем занимает ученик, как к нему относятся товарищи. Нельзя, например, обращаться к одному ученику по имени, а к другому по фамилии. Отношение ко всем учащимся должно быть ровным и доброжелательным

 

Информация для родителей

 

Ссылки на сайт Министерства образования Ставропольского края:

http://stavminobr.ru/pressroom/news/2018/08/profilaktika-pravonarushenij.html

http://stavminobr.ru/activities/vospitatelnaya-rabota-i-dopolnitelnoe-obrazovanie/

http://stavminobr.ru/activities/vospitatelnaya-rabota-i-dopolnitelnoe-obrazovanie/mezhdunarodnyij-den-detskogo-telefona-doveriya.html

УСЛОВИЯ ПРИЕМА РЕБЕНКА НА ЦПМПК:

  • согласие родителей (законных представителей) на обследование ребенка (при направлении детей на обследование по решению суда, согласия родителей (законных представителей) не требуется);
  • присутствие родителей при обследовании ребенка (предпочтительным является присутствие на ЦПМПК матери ребенка).

Допустимо консультирование обратившихся самостоятельно подростков старше 14 лет.

ВНИМАНИЕ!

ЦПМПК не принимает детей с явлениями острых респираторных заболеваний и инфекционными болезнями

КАК ЗАПИСАТЬ РЕБЕНКА НА ПРИЕМ В ЦПМПК

ВНИМАНИЕ! Прием ведется только по предварительной записи

Запись на обследование осуществляется родителями (законными представителями) или специалистами образовательных или лечебно-профилактических учреждений с согласия родителей (законных представителей) в рабочие дни с 9.00 до 16.00 одним из следующих способов:

  • по телефону (8652) 99-23-52;
  • непосредственно в учреждении по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, д. 285.

ВНИМАНИЕ! С 1 января 2016 года запись на проведение обследования ребенка осуществляется только при подаче документов (в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии")

Прием документов осуществляется в рабочие дни с 9.00 до 17.00 (перерыв с 12.30 до 13.00) по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, д. 285.
Телефон для справок (8652) 99-23-52.

Более подробная информация в файле ниже

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия

Информация для многодетных семей

Советы психолога

 

Употребление ПАВ. Кто в группе риска?

Кто в группе риска? Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения

 

Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это термин «группа риска».

Применительно к проблеме употребления психоактивных веществ подростками и молодежью это означает, что перед специалистами стоит задача выявления несовершеннолетних группы риска – то есть тех, кто в высокой долей вероятности может начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками.

С помощью каких методов можно выявить возможную склонность учеников к развитию зависимости от психоактивных веществ?

Чаще всего в условиях образовательного учреждения к «группе риска» принято относить тех учащихся, поведение которых противоречит принятым нормам и правилам: например, учащихся, для которых характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость. Нередко это дети из «особых» семей – неполных, многодетных, опекунских. К «группе риска» относят и тех учеников, которые проживают в неблагополучных семьях – например, в семьях, где кто-то из родителей злоупотребляет алкоголем и не справляется с родительскими обязанностями.

Такой подход, в некоторой степени, оправдан: действительно, школьная неуспеваемость и нарушения поведения часто бывают «прелюдией» к более серьезным проблемам – таким, как правонарушения и злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Вот как описывают этот процесс специалисты: «Серьезные нарушения адаптации у таких детей возникали уже в младшем школьном возрасте, происходили неудачи в осуществлении ведущей для младших школьников учебной деятельности, в результате чего страдали самооценка, самоуважение, ребята отделялись и выпадали из школьного коллектива; миновала их и внешкольная воспитательная работа, поэтому при наступлении подросткового кризиса они легко и без особых раздумий в качестве подходящего предмета новых возрастных потребностей выбирали «уличную» компанию, в которой обязательным, существенным, а затем и стержневым моментом групповой жизни становились регулярные выпивки со всеми вытекающими последствиями, вплоть до возникновения алкогольной болезни»1 .

Еще один подход в выявлении детей и подростков группы риска зависимого поведения заключается в оценке их вовлеченности в употребление психоактивных веществ. В данном случае делаются попытки выявить опыт проб алкоголя и наркотиков, оценить частоту употребления и сделать выводы о степени риска развития зависимости. Как правило, в этих целях проводится анкетирование учащихся; анкеты могут включать вопросы на следующие темы:

  • Опыт табакокурения (возраст начала курения, регулярность курения, отказы от курения);
  • Опыт употребления алкогольных напитков (возраст первой пробы алкоголя, вид предпочитаемого напитка, оценка привлекательности алкогольного опьянения, регулярность употребления алкоголя, дозировка и ситуации употребления, мотивация употребления алкоголя);
  • Опыт употребления наркотических веществ (осведомленность учащихся о различных наркотических веществах, возраст первой пробы и вид наркотического вещества, ситуация приобщения, регулярность употребления).

Также могут исследоваться представления учащихся о вреде оценка риска отрицательных последствий употребления психоактивных веществ, отношение к людям, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками и т.п.

При составлении подобным анкет, педагогам следует быть особенно осторожными: важно не допустить вопросов, провоцирующих любопытство и не соответствующих возрасту и жизненному опыту учащихся. Кроме того, достоверность подобных анкет в условиях образовательного учреждения достаточно сомнительна: учащиеся часто склонны давать социально желательные ответы из-за опасений последующих санкций со стороны педагогов. Другие подростки, напротив, могут преувеличивать свой опыт употребления психоактивных веществ и даже бравировать им. Большей достоверности можно достичь при анонимном анкетировании независимыми специалистами при проведении массовых исследований с большим охватом учащихся. В этом случае исследователи могут получить общую картину степени приобщения учащихся к употреблению психоактивных веществ в образовательном учреждении, однако, задача выявления подростков «группы риска» таким образом не решается.

При доверительных отношениях со специалистом, занимающимся профилактикой зависимого поведения в школе и при условии соблюдения конфиденциальности, ученикам старших классов могут быть предложены специальные тесты, направленные на выявление степени их вовлеченности в употребления алкоголя или наркотиков.

Вот пример такой методики для старших подростков:

Тест-опросник «Аддиктивная склонность2»

Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия.
После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов.

Утверждение  
1 Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально.  
2 Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.  
3 Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.  
4 Мне бы понравилась работа официантки в ресторане/дегустатора вин.  
5 Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.  
6 Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.  
7 Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».  
8 Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков.  
9 Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил(а)  
10 Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.  
11 Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.  
12 Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.  
13 Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место.  
14 Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.  
15 Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.  
16 Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.  
17 Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.  
18 Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.  
19 Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и др.  
20 В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.  
21 Бывало, что по утрам (после того, как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.  
22 Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.  
23 Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.  
24 Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя.  
25 Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.  
26 В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты.  
27 Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек.  
28 Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму.  
29 Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь.  
30 У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя.  
  Итого:  

Интерпретация полученных результатов:

• до 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен
• от 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения
• от 17 баллов и более – выраженные признаки склонности к зависимому поведению

Для определения степени никотиновой зависимости (для курящих) можно использовать Тест Фагерстрема3

Вопрос Варианты ответов Баллы
Сколько времени проходит после утреннего пробуждения, прежде чем Вы закуриваете первую сигарету? В течении первых 5 минут 3
От 6 до 30 минут 2
От 31 до 60 минут 1
Более часа 0
Тяжело ли Вам воздерживаться от курения в тех местах, где оно запрещено? Да 1
Нет 0
От какой сигареты в течение дня Вам труднее всего отказаться? От утренней 1
От последующей 0
Сколько сигарет в день Вы выкуриваете? 10 или менее 0
От 11 до 20 1
От 21 до 30 3
более 30 3
Курите ли Вы в первой половине дня больше, чем во второй? Да 1
Нет 2
Курите ли Вы во время болезни, когда Вы должны придерживаться постельного режима? Да 1
Нет 0
Сумма баллов

Результаты теста:

• 0 – 3 балла – низкий уровень зависимости. При прекращении курения основное внимание следует уделять психологическим факторам.
• 4 – 5 баллов – средний уровень зависимости. Использование препаратов замещения никотина весьма желательно.
• 6 – 10 баллов – высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать довольно неприятные ощущения в организме. Справиться с этими ощущениями помогут препараты замещения никотина, хотя не стоит полагаться исключительно на их действие.

Анкеты и опросники, направленные на выявление учащихся группы риска формирования зависимостей, могут быть адресованы не только самим учащимся. Оценку поведению подростков могут дать и родители.
Вот пример подобной анкеты (речь идет об употреблении наркотиков).

Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков4.

1. Обнаруживали ли Вы у ребенка:

Вопросы Баллы
Снижение успеваемости в школе в течение последнего года 50
Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе 50
Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям 50
Частую, непредсказуемую смену настроения 50
Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить 50
Частые простудные заболевания 50
Потерю аппетита, похудание 50
Частое выспрашивание денег 50
Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям 50
Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни 50
Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей 50
Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения 50
Гневливость, агрессивность, вспыльчивость 50
Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма 100
Резкое снижение успеваемости 100
Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях 100
Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией 100
Нарушения памяти, неспособность мыслить логически 100
Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п. 100
Нарастающая лживость 100
Чрезмерно расширенные или узкие зрачки 200
Значительные суммы денег без известного источника дохода 300
Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды 300
Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей 300
Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п 300
Состояние опьянения без запаха спиртного 300
Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов 300

 

2. Слышали ли Вы от ребенка:

Вопросы Баллы
Высказывание о бессмысленности жизни 50
Разговоры о наркотиках 100
Отстаивания своего права на употребление наркотиков 200

 

3. Сталкивались ли Вы со следующим:

Вопросы Баллы
Пропажей лекарств из аптечки 100
Пропажей денег, ценностей, книг, одежды и т.д. 100

 

4. Случалось ли с Вашим ребенком:

Вопросы Баллы
Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д. 100
Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения 100
Совершение кражи 100
Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков 300
Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения в (том числе алкогольного) 100

Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость.

Еще один подход при выявлении учеников группы риска склонности к зависимому поведению заключается в диагностике личностных особенностей, увеличивающих вероятность приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ.

Традиционно такими чертами считаются: инфантилизм, внушаемость и подражательность, ригидность и упрямство, прогностическая некомпетентность, наивность, любопытство и высокая поисковая активность, максимализм, яркость воображения, нетерпеливость, склонность к риску и «вкусу опасности», страх быть покинутым.

Некоторые из этих особенностей учтены в диагностическом опроснике Завьялова В.Ю., заполнять который могут как родители, так и педагоги.

 

Опросник выявления предрасположенности

к аддиктивному (зависимому) поведению

1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?
2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет низкую самооценку?
3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице?
4. Тревожен, напряжен ли в общении в учебном заведении?
5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий быстрее и любым путем?
6. Зависит ли от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать образу жизни приятелей?
7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами головного мозга, инфекциями, либо врожденными заболеваниями (в том числе связанными с мозговой патологией)?
8. Свойственны ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия?
9. Отягощена ли наследственность наркоманиями или алкоголизмом?

 

Обработка результатов теста:

Ответ «да» на вопросы №№ 1, 2, 3, 4 – по 5 баллов.
Ответ «да» на вопросы №№ 6, 8 – по 10 баллов.
Ответ «да» на вопросы №№ 5, 7, 9 – по 15 баллов.

 

Если в результате набрано:

0-15 баллов: подросток не входит в «группу риска»;
15-30 баллов: средняя вероятность, требуется повышенное внимание;
Свыше 30 баллов: подросток находится в «группе риска» и предрасположен к аддиктивному поведению.

Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление подростков «группы риска» - это начальный этап деятельности по профилактике и коррекции зависимого поведения. Именно полученные результаты подскажут педагогам и психологам направления дальнейшей деятельности и помогут в последующем оценить эффективность проведенной с детьми и подростками профилактической работы.

Использованная литература:

1 Копыт Н.Я. и Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. – М.: Медицина, 1986.
2 В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. Психологическая диагностика зависимого поведения. – СПб.: Речь, 2007. 
3 Цит. по Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. – СПб.: Речь, 2005.
4 Цит. по Змановская Е.В, Девиантология (психология отклоняющегося поведения) – М.: Академия, 2003

Советы психолога при подготовке к ГИА и ЕГЭ

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.

 

Советы выпускникам

Сдача экзамена - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Подготовка к экзамену

Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

 Составь план занятий на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

 Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

 Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут—перерыв. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге.

 Накануне экзамена. С вечера накануне экзамена перестань готовиться, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением «боевого» настроя. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами. Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

 Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать с тех вопросов, на которые точно знаешь ответ. Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

 

Полезные приемы при подготовке

Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому, полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе "Советы родителям" (см. ниже).

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

 

Рекомендации по заучиванию материала

Главное - распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

 

Советы родителям

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки

Поведение родителей

В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

 

Организация занятий

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

 

Питание и режим дня

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

* Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса "Искусство памяти"; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. "Хорошая память на каждый день", бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.